Чтобы увидеть, как это работает, перейдите на опубликованный сайт.
  • Разделы
  • Все посты
  • Мои посты
Ангелина
24 дек. 2020 г.

Творческий метод Е. Замятина, воплотившийся в романе-антиутопии "Мы"

в 11 КЛАСС ДИСТАНЦИОНКА

1. Замятин пишет роман "Мы" в 1921-1922 годах. Впервые роман публикуется за границей в 1924 году, а в 1927 году печатается на русском без ведома автора и публикуется в эмигрантском издательстве в Праге. Этот выход романа не вызывает ни у кого претензий, только через два года, публикация не проходит цензуру за границей.

Публикация романа "Мы" стала значимым рубежом.

Роман представляет собой антиутопию, действия происходят в удалённом будущем. Жизнь персонажей проходит изолированно, в том городе, где все подчинено организованному расписанию - часовая скрижаль. Вместо имён цифровые и буквенные обозначения.

Автор мрачно предсказывает будущее, даже в концлагерях смерти заключённым давали номера.

Традиции сатиры дают о себе знать, за счёт своеобразной речи главного героя. Мы узнаем, что по его мнению лучшим произведением литературы, оказывается расписание дорог (там все строго и ясно). Но самая забавная ситуация, которую описывает герой Д-503 в своём дневнике в 35 записи. Он ранен, он решается совершить поступок: убить дежурную дома, в котором он живёт. Про которую подозревают, что она донесла на их тайную организацию и он обдумывает, как ее убьёт. Он рассматривает черты жертвы и прежде, чем убить решает завесить шторы. Но она подумала по-другому,что они будут заниматься любовью и он засмеялся и тогда понял, что хохотом тоже можно "убить". Отчетливо проступают следы замысла и исполнения убийства, как в классическом русском романе "Преступление и наказание", и отчетливо поступает альтернатива.

Таким образом Замятин за счёт опоры на литературную традицию предаёт своему страшноватому роману, от части элементы того ,что оно оказывается самым смешным его произведением.

2. Антиутопические мотивы в творчестве Е.Замятина и А.Платонова

Столь разные и по таланту, и по идеологическим, и по творческим установкам писатели - Е. Замятин и А. Платонов - создают общую жанровую картину, антиутопию.

Общественное значение антиутопий Замятина и Платонова очень велико, так в своих произведениях писатели прогнозирует развитие общества и показывают это читателю.

Антиутопия, как жанр литературы довольно активно развивается

в русской литературе. Фантастический мир будущего, изображенный в антиутопии напоминает мир утопий. Но выведенный в утопических сочинениях в качестве идеала, в антиутопии он предстает как глубоко трагический. Антиутопия изображает "дивный, новый мир" изнутри, с позиции отдельного человека, живущего в нем. Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, разумное государственное устройство оборачивается насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс -превращением человека в механизм.

В самом общем виде события, происходящие в "Котловане" Платонова, можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство "будущего неподвижного счастья" связано с возведением единого общепролетарского дома. "Котлован" захватывает важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920-х – начала 1930-х годов – индустриализацию и коллективизацию.

“Котлован” — предельно сжатый рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Но рассказ этот вместил в себя важные для Платонова философские, социальные и нравственные проблемы.

У Платонова жанр утопии постоянно адаптируется к новым ситуациям. В большинстве его произведений присутствует философствующий "искатель истины", который близок смысловой позиции автора и непрерывно комментирует и оценивает ход событий. Платоновская утопия не только находится на пересечении разных литературных жанров, но и совмещает в себе различные виды утопического мышления.

В романе Е. Замятина "Мы" прежде всего привлекает внимание то, с какой точностью автор описал наше время, изобразив государство технократии и предсказав развитие техники, освоение космического пространства. Но гораздо важнее те нравственные проблемы, которые поставил писатель в своем произведении.

Каждый из героев Замятина наделен какой-либо выразительной чертой: брызжущие губы и губы-ножницы, двоякоизогнутая спина и раздражающий икс. Особенно выразительны женские образы. Традиционная для антиутопии героиня-мятежница I-330. Страсть, которую она внушает Д-503, такая же болезненно острая, как и ее внешность. Однако в отличие от других героинь антиутопий, являясь борцом с новым режимом, все: и знание, и свой ум, и свою изящную внешность, и любовь, – использует в качестве действенного оружия в этой борьбе. Для нее человек – поле битвы и материал для обработки, любовь – оружие.

И у Замятина и у Платонова мы видим преобладание одних и тех же жанровых признаков – при всех различиях между стилевыми манерами. Антиутопия в творчестве этих писателей отличается от утопии, прежде всего, своей жанровой ориентированностью на личность, на ее особенности, чаяния и беды, словом, антропоцентричностью. Личность в антиутопии всегда ощущает сопротивление среды. Социальная среда и личность – вот главный конфликт антиутопии.


0 комментариев
0
0 комментариев
  • ГЛАВНАЯ
  • ДИСТАНЦИОНКА
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
  • Коллегам-учителям
    • Материалы по русскому языку
    • Материалы по литературе
    • Учиться у лучших
    • Методическая подготовка
  • Коллегам-педагогам ДОО
    • Конспекты
    • Праздники
    • Проекты
    • Мастер-классы
  • Ученикам
    • Видеоуроки 5 класс
    • Видеоуроки 6 класс
    • Видеоуроки 7 класс
    • Видеоуроки 8 класс
    • Видеоуроки 9 класс
    • Видеоуроки 10 класс
    • Видеоуроки 11 класс
  • Родителям
  • Детская жизнь
    • 2013 год
    • 2013 - 2014 год
    • 2014 - 2015 год
    • 2015 - 2016 год
    • Выпускной праздник
  • Конкурсы
    • ВГ-2016. Районный этап
    • ВГ-2016. Региональный этап
    • Олимпиада учителей
    • УГ-2018. Муниципальный этап
    • УГ-2018. Краевой этап
  • Рифмоплетство
  • Габалинская страничка
  • Лицейские страницы
    • Живем интересно
    • Творческая мастерская
    • Всероссийский конкурс сочинений
  • БЛОГ
  • Резюме
  • Форум
  • Обратная связь
  • Наверх страницы

 zelenka-l@mail.ru

© 2016 zelenkasait. Сайт создан на Wix.com

  • Facebook App Icon
  • Twitter App Icon
  • Google+ App Icon
  • Instagram App Icon
  • LinkedIn App Icon